Независимая оценка квалификаций
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.
Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.
Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.
Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации — при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.
Независимая оценка квалификации — это:
- Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;
- Свидетельство о квалификации общероссийского образца;
- Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;
- Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;
- Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;
- Широкое применение информационных технологий.
Принципы независимой оценки:
- добровольность, доступность; открытость;
- компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;
- исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;
- право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;
- поддержка работодателей в оценке персонала.
Бенефициары независимой оценки:
Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:
- Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения
- Продвижение в профессии
- Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ
- Расширение возможности трудоустройства
- Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.
Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:
- Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала
- Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах
- Существенная экономия на подборе и обучении работников
- Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.
Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:
- Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров
- Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов
- Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок
- Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом
- База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда
Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:
- Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам
- Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами
- Обеспечение профессионально — общественной аккредитации своих программ
- Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов
Нормативные документы:
- Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О независимой оценке квалификации“»
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»
Участники системы независимой оценки квалификации:
Регуляторы:
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Национальное агентство развития квалификаций;
Исполнительные органы:
- Советы по профессиональным квалификациям;
- Центры оценки квалификаций;
Пользователи:
- Работодатели;
- Соискатели.
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности
Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.
Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:
- информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;
- обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;
- содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;
- обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:
- дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.